Friday, December 21, 2007

Проклятый газон / Французский твист / Gazon Maudit / French Twist (1995)

Из интервью Жозиан Баласко:
«Проклятый газон» - первый комедийный фильм, который рассмотрел проблему женской гомосексуальности. Всегда же мыслишь и думаешь сравнениями… Почему много картин о мужской гомосексуальности, а о женщинах ничего не снято? И я себе сказала: «Хочу сделать комедию на эту тему», потому что, как правило, лесбиянок показывают либо с трагической точки зрения, либо это откровенная порнография.
Я вдохновилась услышанной как-то историей. Главный герой – мужчина, который очень нравился женщинам, был женат, имел детей. Жена – прекрасная хозяйка, но в один прекрасный момент ей все надоело. На своей работе она встретила лесбиянку и осталась с ней, чтобы показать мужу, как ее все достало.

Сложно было играть роль женщины с нетрадиционной сексуальной ориентацией?
У меня много друзей, и среди них есть лесбиянки. Например, очень известная французская певица Катрин Лара. Она была свидетельницей на моей свадьбе, мы очень хорошо друг друга знаем.
Когда журналисты спрашивают ее: «Что вы в первую очередь замечаете в мужчине?», Катрин всегда отвечает: «Его жену». Однажды я пошла на ее концерт. Там была «панель» лесбиянок всех стилей: спортивные, мужественные, женственные, и я просто выбрала, кого буду играть. Пришла со своим костюмером и показала, как бы я желала, чтобы меня одели.


На французском «Gazon Maudit» - то, что по-английски называют "dyke", лесбиянка. Где-то читала, что название подсказал своей старой подружке Баласко сам мэтр Блие.

Давно мечатала иметь фильм в домашней коллекции. И вот - о, чудо!
Искрометная психологическая трагикомедия – о любви, сексе, гендерных (ненавижу это слово) стереотипах и о том, что только женщина может понять женщину (согласно финалу, видимо, это же относится к мужчинам).
Как и в случае с «Моя жизнь – ад», Баласко выступила и сценаристом, и режиссером (это ее 4-й фильм как режиссера) и исполнительницей главной роли.

...Лоли (Виктория Абриль/ Victoria Abril) – знойная испанка – влюбилась во француза Лорана (Ален Шаба/ Alain Chabat) и ради него бросила всё: страну, друзей, занятие танцами.
Прошло несколько лет. Пригород Авиньона, красивый дом, счастливая (?) семья Лафай – Лоран, Лоли, их двое детей.
Правда, Лоли обречена на скучное домохозяйство, у нее нет друзей, а внимания любимого мужа приходится (тщетно) добиваться. Лоран работает агентом по недвижимости и очень устает. Только не на работе – каждая свободная минута отдана погоне за новыми и неновыми женщинами, он не пропускает ни одной юбки. Но, как водится, о его похождениях известно всему городу, кроме жены.
Она, правда, застукала его с любовницей в собственной супружеской постели: «Но он так извинялся... И потом – один раз...»

В один прекрасный день у дома супругов сломался ярко раскрашенный фургон (Куплен у хиппи) и водитель обратился за помощью к Лоли. Водителем оказалась колоритная лесбиянка-буч Марижо (потрясающая Жозиан Баласко/ Josiane Balasko демонстрирует чудеса перевоплощения). Мужская прическа, повадки, одежда. Марижо моментально пленилась сексапильной испанкой, а скучающая и неизбалованная вниманием Лоли радостно включилась в игру... «Если бы ты любила женщин, тебе не пришлось бы бросать танцы,» - замечает Марижо в ответ на невеселые откровения Лоли. Сцены соблазнения испанки лесбиянкой очень романтичны. Кстати, Лоли-Абриль в фильме сопровождает чудесная испанская музыка, еще плотнее окутывая образ романтическим ореолом.

Вместе с приятелем, Антуаном (Тики Хольгадо/ Ticky Holgado) – таким же бабником, – Лоран глумится над Марижо (ну и уродина, мужик или баба - и т.п.). Однако заметив, что Лоли всерьез флиртует с Марижо – буквально сходит с ума: «Я бы понял, если с мужиком! Но с ЭТИМ? Извращенка!». Ему трахаться налево и направо – почетно; но жена?! «Как она может?!»

Фильм вообще насыщен точно подмеченными нюансами отношений мужчин и женщин.

Лоли раскаивается и валяется у мужа в ногах. Он взбешен и забывает о донжуанских планах. Антуан ненароком выдал друга: рассказал Лоли про бесчисленные интрижки. Теперь в ярости она, переспала с Марижо и оставляет ее в доме.
Увидев, что «пока я там – моя жена тут, да еще и с бабой» - Лоран теряет голову от горя. Ищет утешения у престарелой проститутки, которая дает ему мудрый совет, потрясающий своей новизной: «Надо показать любимой, что ты ее любишь». (Вспомнился маниакально-депрессивынй герой Николсона из «Лучше не бывает» - «Где вы набрались этой пошлости?»). В общем, Лоран совету внял и терпеливо ждет прощения от Лоли.
Добрая Марижо в постели уговаривает Лоли простить Лорана, что Лоли и делает с большим удовольствием (Ты же сама просила меня его простить! – Но я не просила спать с ним!).

В фильме множество забавных ситуаций, связанных, прежде всего, с соперничеством и взаимной ненавистью «альфа-самцов» - Лорана и Марижо. Очень смешной момент, когда они разбивают друг другу носы, а сексапилка-Лоли в фартуке на голое тело нежно ухаживает за своими «супругами».
Создан удивительный тройственный союз: Лоли придумала выход – три дня с одним, три с другим, один день - выходной. «Мужчины» согласны – они ведь ее любят...
Так они и жили, пока не появились подружки Марижо, лесбиянки. Кстати, её «бывшую» играет Катрин Хигель (Catherine Hiegel) – Смерть из «Отбивных» Блие. («А я всё-таки поеду на такси...»)
Теперь пришло время Лоли ревновать. Все измотаны. Марижо печально соглашается уехать, если Лоран сделает ей ребенка (Мне 40, я не могу ждать). Лоран хохочет, потом перестаёт...
Прошло время. Лоран стал примерным мужем. Бабник-Антуан тоже раскаялся – однажды к нему в контору нагрянула юная милашка, которую он с ходу начал «кадрить»... «Я твоя дочь. Хотела проверить, правду ли о тебе мама рассказывала...»

Но история не закончена.
Лоли в парижском поезде встречает подружку Марижо, и та сообщает: «С ней всё в порядке. Уже скоро – восемь месяцев!» Речь идет о беременности Марижо. Лоли в ярости: за ее спиной муж трахнулся с её любовницей! Лоран мчится к ней в Париж и они вместе отыскивают ночной клуб, где диджеит толстопузая Марижо. Лоли настаивает: Марижо поедет с нами! Лоран отбивается, но потом соглашается...
Идиллия: Лоран перед уходом на работу лижется с любимой женой. Потом заходит в соседнюю комнату проведать Марижо с дочерью (Папа уходит! - Купи памперсов!) - как мило.

Вообще, у Баласко как-то провисают пред-финальные сцены. Начало фильма – дивное, а потом накручиваются какие-то невнятные невероятности... Получается мешанина, которую после фильма припомнить нелегко. (Похожая ситуация с «Моя жизнь – ад»).
Но на этот раз самый финал запоминается – забавным ходом: Лоран намерен купить дом, а продавцом – ну, конечно! - оказывается приторный испанец-гей. Он уверенно флиртует с заробевшим Лораном и, несомненно, войдет в его семью, чтобы уравновесить гомо-парочки.