Friday, November 2, 2007

Лучше остаться друзьями / Je préfère qu'on reste amis (2005)

Клоду Мендельбауму (Жан-Поль Рув /Jean-Paul Rouve) почти 35. Одинокий застенчивый холостяк (- Сколько у вас было связей с точностью до двух-трех? – Одна...), хронический неудачник, вообще какой-то бесцветный и чрезвычайно мнительный (...у меня несколько лечащих врачей...).

В супермаркетах (всего мира) к нему обращаются покупатели с претензиями и вопросами, принимая за сотрудника ( - Это всё твой плащ. Он стариковский. – Он серый... Я привык. На прошло работе я от них ушел – а они мне продолжали платить зарплату...). По-моему, кстати, совсем неплохо - не заметили и всё продолжали платить.
Все вокруг при случае охотно манипулирует мягкотелым Клодом, для которого сказать «нет» - проблема.

На свадьбе друга Даниэля Клод не танцует, а уныло поедает что-то за опустевшим столом (На прошлой свадьбе я заработал отёк колена...). Здесь Клод знакомится с самоуверенным Сержем (Жерар Депардье /Gеrard Depardieu).

- Вы танцуете?
- Нет, я ем. (Клоду) Она уже третий раз меня спрашивает. Как только есть старуха с Альцгеймером – это для меня!
- Это моя мать.

Печальное совпадение: в сентябре 2006 французский журнал Paris Match опубликовал информацию, что актриса, Анни Жирардо, страдает болезнью Альцгеймера.

Эта свадьба тоже не стала для Клода исключением в цепи неприятностей. Выбрав неудачный момент для прыжка со сцены (или его не вовремя подтолкнул Серж?) – сломал шею. - Ты поломал нам весь кайф, - сетует Даниэль. – Мог бы рухнуть хотя бы после выноса торта.

Мать Клода (Она родила меня в 45 лет. Врач сказал, что ее первенец будет или гением, или дебилом...) (в ее роли прекрасная Анни Жирардо /Аnnie Girardot) - в легком маразме:
- А где Вики? Нет Вики?
- Уже два года.
- Я не знала...
- Знала.

Работа Клода столь же уныла, как и вся его жизнь: кладет пасьянсы, сидя в мрачном кьюбикле (Плохой расклад – плохая игра). Кстати, это житейская философия Клода:
Жизнь похожа на партию в покер. А мне сдали плохие карты...
Забавно: на любое предложение Клод сразу отвечает отказом – в следующий момент видим его поверженным:
- Выпьем кофе? – Сложно... – пьют кофе.
- Подвезти? – Нет, я на автобусе. – едут в машине.
-Пойдем выпьем, я приглашаю. – Нет, не хочется. - пьют

Даниэль дает Клоду адрес некоего Жермена – это оказывается агентство «Союз одиноких» (Вы одиноки? Очень одиноки? Страшно одиноки?! Болезненно застенчивы? На грани...? Ваша жизнь скоро изменится!). В приемной Клода узнаёт Серж: А, это ты, супермен!
Серж оказывается кладезем ценной информации, как статистической (В Париже 2 брака из 3 кончаются разводом), так и «житейской мудрости» (У приятелей картежников всегда идиотские имена). Он пребывает «в поиске» после развода (Я ушел, мне стало скучно). Выдаёт «идеальное место для знакомств» – свадьбы: «Все женщины красивы, а одинокие наиболее уязвимы... На празднике человеком больше – человеком меньше...»
Прислушавшись к мнению Сержа («Союз одиноких» - огромный потенциал!) – Клод стал «Джонни Деппом» - в агентстве любят псевдоним-мечту.

Серж приводит Клода на speed-dating (Ни у кого нет времени. Сегодня нужно сразу переходить к главному...) – 7 мужчин, 7 женщин, 7 минут.
«Один совет – сними этот свитер, если хочешь иметь успех»... Клод одет в унылый свитер в ромбиках, который к тому же провонялся фондю...
«Слушай, открой окно. Не знаю, что у тебя в карманах – кусок сыра или ты вступил в говно, - но открой окно, а то воняет, смердит просто...»
Первое свидание «Джонни Деппа» с «Шерон Стоун» прошло «в семейной обстановке» - в тот день Серж подбросил Клоду двух своих дочерей, а сам отправился на свидание. Хотя Клод отбивался (Я не умею обращаться с детьми!) – с девочками он сразу поладил.

Серж утешает Даниэля (тот ввалился к Клоду «пожить»):
- Небольшой перерыв в семейной жизни не повредит. Нужно разрушить рутину. Давно вы женаты?
- Три недели...

Babysitting Клода стал регулярным. Он познакомился с бывшей женой Сержа – она посматривает на него с интересом...

На корпоративном семинаре Серж «клеит» двух провинциалок. Клоду: Твоя в белой блузке. Вероник – это Клод. Вероник – белая блузка...
Веселье не удалось: Клод (У меня желудок капризный) поел какой-то дряни в бистро, потом – катание на карусели...
- Это не вафли, говорю тебе – это кебаб, - Вероник показывает подруге заблеванное пальто...

Мужская дружба крепнет: Серж трогательно ухаживает за проблевавшимся Клодом...
Вместе проведывают Жюдит, мать Клода (Никаких зеленых овощей! Я хочу что-нибудь красное!)

В speed-dating’ге Клод уже освоился – прикармливает визави миндальным печеньем:
- Хотите?... – Нет, меня от него пучит.

- Мы уже встречались? В «Клеопатре» или в «2 + 2»?
– Я не хожу по ресторанам и пивным.

Но в «Союзе одиноких» у Клода не клеится – его «ввели в круг».

...Самое мерзкое в фильме – шкафчик в квартире Сержа, где он держит «случайно купленные маленькие подарочки», «чтобы вы снова захотели меня увидеть».
Из «гуфов» - мерзкий мальчик в массовке на свадьбе Манон – как бы болтает; но кошмарно переигрывает.
На одной из свадеб, куда ведет Клода Серж (Мы тут ради тебя) - Клод влюбляется в невесту, а Сержа с позором выгоняют... Он ревнует бывшую жену к Клоду. Приятели ссорятся. Дочки скучают за Клодом. Сержа тоже «ввели в круг» в «Союзе одиноких».

Трогательно, хоть и двусмысленно звучит признание ставшего романтичным Сержа:
Я провел 15 лет в поиске женщины, а с тех пор, как встретил тебя, чувствую себя не таким одиноким...