Thursday, October 18, 2007

«Хамелеон» / «Шкаф» / Placard, Le / The Closet (2001)

Режиссер Франсис Вебер /Francis Veber

Прекрасная комедия от признанного мастера жанра Франсиса Вебера. Он, кстати, не новичок в разработке «гей-тематики»: ему принадлежит сценарий к французскому «Le Cage Aux Folles» и его голливудской версии «Птичья клетка» (The Birdcage).

Франсуа Пиньон (мой любимый Даниэль Отей /Daniel Auteuil) – рядовой бухгалтер на крупном предприятии по производству презервативов (немаловажная деталь). Ему не хватает места на ежегодном коллективном фото сотрудников предприятия – что оказывается символичным: он уволен - и узнаёт об этом мимоходом, случайно услышав в туалете от Сантини (Он меня ненавидит – заставил играть в регби).
Сын и бывшая жена не хотят отвечать на его звонки...
Пиньон подумывает о самоубийстве... На балконе находит очаровательнейшего вислоухого котенка.

Сосед (Michel Aumont), только что переехавший, спасает Пиньона: отвлекает от мыслей о суициде, приглашает выпить... Пиньон поведал ему «скучную» историю своей жизни: горячо любимая жена ушла 2 года назад, сыну Франку 17 – они едва общаются (Франк: Он зануда и я его избегаю. Его фраза «спагетти с томатом и базиликом» набила оскомину!); теперь вот увольнение с места, где проработал 20 лет. «Моя проблема в незначительности. Мне часто снится сон – мать меня родила, но никто этого не заметил, и ее заставляют снова тужиться..

Унылый завтрак Пиньона – по радио сводка новостей: сплошь катастрофы и жертвы, и «даже погода не радует».

Сосед (Я работал психологом на производстве и знаю, что к чему) советует Пиньону «выйти из шкафа» - объявить о своей гомосексуальности, пусть и мнимой (Оставайтесь собой – скромным и незаметным. Играть не придется – изменится их отношение к вам). Он посылает фото «Пиньона с другом» на работу.

Шеф (Jean Rochefort / Жан Рошфор): Я не имею ничего против геев... Черт бы побрал этого педераста!
Профессионально-обходительный Гийом, начальник отдела по связям с общественностью (Тьери Лермит /Thierry Lhermitte), советует не восстанавливать общественность против себя (Скажут, что уволили из-за гомосексуализма) и оставить Пиньона.

На совещании шеф показывает фото «Пиньона»-гея:
- Это ваши сыновья? Симпатичные! – реагирует пожилой сотрудник.
Феликс Сантини (вездесущий Депардье /Gérard Depardieu): Я не удивлен – я дал ему проявить себя в регби. Он сломал ключицу. ...Лучше они к нам спиной, чем мы к ним задом! - Как вы проводите выходные? Громите гомиков в Булонском лесу?! Оставьте этот юмор! - гремит шеф.

Гийом (Лермит) разыгрывает Сантини: запугивая, что тому угрожает увольнение за гомофобию – призывает подружиться с Пиньоном: Тебя знают как мачо – грозу геев. Я бы на твоем месте его на руках носил!

В доказательство слов психолога (про изменившееся отношение окружающих) молоденькая сотрудница Ариана (Armelle Deutsch) заявляет:
- Я давно догадывалась – смотрит искоса и круглые глаза закатывает, как голуби. - А голуби – геи? - Видишь? Ягодицы обтянуты!

Сантини начал «носить на руках» Пиньона - подойдя в столовой, завел светскую беседу: Свекла? Вкусно? А я вот ем салат из моркови – тоже полезно. Пообедаем как-нибудь?...

Пиньон поражен успехом, его сосед рад прогрессу: 20 лет назад меня уволили за то, за что вас сейчас оставили.

Гийом-Лермит продолжает прорабатывать Сантини (тот тренирует команду регбистов: Ну же, навались, вы, куча гомиков!):
- Ты, наверное, и Париж не любишь, потому небо над ним голубое? - Я вообще-то из Марселя... - Ладно, проехали.... Скажи Пиньону, что в регби любишь атмосферу раздевалки: в душе партнер намыливает тебя, ты – его... Избавься от имиджа гомофоба!

- Думаешь, ниггер на меня донесет? – Ты еще и расист!

Пиньон начинает чувствовать благотворное влияние толерантности к гомосексуализму: остановившему его машину полицейскому жалуется: Мой малыш больше не любит меня... – тот его отпускает.

Сотрудница Пиньона, мадемуазель Бертран (Мишель Лярок /Michèle Laroque) подозревает: Это не он на фото!
В попытках узнать наверняка заходит слишком далеко: подпоив Пиньона во время ужина на работе – китайская кухня - пытается снять с него рубашку, проверить, есть ли татуировка, как на присланных фото. (Кстати, во время "китайского" ужина она ни разу не воспользовалась палочками, когда «ела»).
Пиньон, по совету соседа, контратакует: Она ко мне пристает!
Шеф вызывает м-ль Бертран: Раз уж он не любит женщин – оставьте его в покое! Многие мужчины в нашей компании были бы счастливы, если бы вы их домогались…

Сантини оказался «более сентиментальным, чем мы думали»: приносит на день рождения Пиньона подарок – розовый кашемировый свитер… Его жена подозревает:
- Ты подарил свитер голубому?! Кто эта девушка?? ...- Ты покупаешь этому педику шоколад и свитера. А что потом? Уик-энд в Венеции? А потом он попросит полежать с тобой! - Нет, этого не будет. Я не в его вкусе, - грустит Сантини.

Гийом-Лермит признаётся, что они его разыграли – но поздно: сентиментальный Сантини не слушает.
- Я один, моя жена ушла. Хочешь, будем жить вместе? – проникновенно предлагает он Пиньону.

Пара кретинов-регбистов обсуждают фильм (прямо местные любители сериалов!): - Он познакомился с девушкой, а это оказалось его дочь. А сиськи у этой шлюшки что надо. Представь: ты хочешь уложить девицу, а она - твоя дочь! Захватывающая история!

Апогей карьеры Пиньона – участие в гей-параде:
У нас будет своя площадка. Вот и футболка с надписью «Кончайте на здоровье!», а вот и шапочка...
Сосед рекомендует поучаствовать: – Вы станете незаменимым!
Пиньон: За последние несколько дней произошло больше, чем за всю мою жизнь! - Не останавливайтесь на полпути!

Франк, сын - офигел, увидев по телевизору папу в шапочке-презике на гей-параде: Это было гениально! Отец и сын подружились, покурили травы...
Пиньон несется к соседу: Вы гений! Я ужинал с сыном, а теперь ужинаю с женой!
За ужином - жене: Я так сильно тебя любил... Психоаналитики сочли, что это мания – они определили болезнь, но не вылечили её. А теперь я счастлив – понял, что ты неприятная, даже отталкивающая, скупая душой женщина!.. Я съем что-нибудь жирное и тяжелое, а мадам уходит.

Пиньон (в подарочном розовом свитере) проведывает Сантини (в психушке – срыв после отказа Пиньона «жить вместе»):
Я здесь начала создавать команду, но эти депрессивные такие нытики, в свалке плачут, как дети...

После вечеринки по поводу возвращения Сантини – Пиньон с м-ль Бертран: Жена вам изменяла? Несколько раз – не считается.
Пока шеф водит по предприятию экскурсию японцев (с чего это – среди ночи-то?) – видят секс в исполнении Пиньона и м-ль Бертран: А это – наш испытательный стенд!

Шеф: Я запутался в ориентации Пиньона! А японцы теперь настаивают на повторной экскурсии!

Немного философского абсурда:
- Тот был самый обыкновенный котенок. – Этот тоже. –Это как посмотреть...