Friday, February 15, 2008

Реальная цена / Нет секса – нет денег / Le Prix à Paye / The Price to Pay (2007)

Меркантильность и вещизм (или, как это нынче называется, консюмеризм) - выхолащивают, убивают отношения. Проблема интернациональная, поэтому фильм понятен всем.

Жан-Пьер Менар (Кристиан Клавье/Christian Clavier) – богатый бизнесмен. Его жена Одиль (Натали Бай / Nathalie Baye) проводит дни, разъезжая на служебном авто мужа по маршруту бутик-банкомат-бутик, тратя крупные суммы, заработанные ее супругом.
- Придется катать ее, пока не потратит еще пару миллионов, - бурчит Ришар, шофер.
Жюстина, дочь четы Менар, травмированная, очевидно, всеми этими «фабриками красоты», почему-то мечтает об огромной груди. Денег на операцию у папы не просит. Погружена в меланхолию.
Среди бесконечных приобретений Одиль не забывает мужа. «Это тебе, свитер». Правда, в обновке он выглядит как Пьеро: «Забыла твой размер».
- У нас в деревне прекрасный дом, можем поехать.
- Мы им владеем, это самое важное.
Одиль сразу предстает в невыгодном свете – стяжательница-стервятница. Оказывается, она к тому же вынуждает мужа к воздержанию – попросту говоря, «не даёт».

Жена Ришара, Каролина (Вернее, не совсем жена – мы не оформляли брак), решила, что ей надо писать – и под предлогом творческого непокоя тоже принуждает мужа к целибату, - засыпая в обнимку с лэптопом, игнорируя мускулистое тело Ришара.
«Он получал медали по дзюдо, - рассказывает она. Но Ришар не захотел мириться с вечным вторым местом (прямо Янковский во "Влюблен по собственному желанию").

Однажды Жан-Пьер, совсем отчаявшись от невнимания жены и обедов в одиночку, приглашает своего водителя с собой в ресторан. Потянуло на откровенность...
Он делится наблюдением: Смотри, когда пожилые супруги обедают вместе, они всегда сидят рядом. Наверное, потому что видеть друг друга не могут.

Если жена хорошая, такого не случается, - не согласен Ришар.
Жан-Пьер говорит о наболевшем:
- Сначала было редко, потом совсем ничего. Первый год я перенес очень тяжело. Спокойный был год.
Ришар, насмотревшийся на беготню Одиль по бутикам, сразу понимает, что к чему. «Им нужны только деньги, это всё».
Ришар и Жан-Пьер нашли друг друга – несмотря на разницу в социальном положении, проблемы их схожи, и народная мудрость Ришара пришлась «возвышенному» Жан-Пьеру очень кстати.
Оказывается, у Ришара тоже «наболело»: Всё было хорошо, жена не работала, я вырастил ее двух детей. А через пять лет она вдруг решила, что должна стать писательницей. У меня та же ситуация.
Совместный обед завершился советом Ришара: «А жене своей давайте денег поменьше. Чтобы знала».
Той же ночью, получив от Одиль очередной отпор, Жан-Пьер порылся в ее пухлом кошельке и стащил крупные купюры и кредитки. Происходящее ехидно сопровождается мелодией танго.

На следующий день Одиль врывается в контору мужа.
- Ты уже года два не была у меня на работе! – деланно удивлен Жан-Пьер.
- Не могу же я ВЕСЬ день ходить без денег! Это катастрофа!
И Жан-Пьер объясняет: "Нет секса - нет денег!"
О, ужас – бедняжка Одиль вынуждена ехать на метро!
Тем же вечером язвительный Жан-Пьер комментирует её появление у себя в спальне: «Какие люди!»

Подружившись с Ришаром, подавшим столь мудрый совет, Жан-Пьер приглашает его домой на ужин.
- Это мой приятель!
- Это не приятель, это твой шофер!
Ришар пришел с Каролиной, женой.
- Я всегда хотела писать – и стала писательницей.
- У моей жены тоже писательский дар – она превосходно заполняет чеки, -комментирует Жан-Пьер.
Мужчины заливаются хохотом, дамы сидят оскорбленные.
Взбешенная Одиль начинает рассуждать на тему секса (Мне с тобой скучно, Жан-Пьер)...
Вечером – жуткая сцена между супругами:
- Думаешь, мне легко шантажировать тебя, чтобы получить немного ласки?
- Да я уже 10 лет притворяюсь. Ты шумно ешь, ты храпишь, ты жалок!

Похожая ситуация в доме Ришара...
- Начни работать, дорогая, будь как все.
- Я пытаюсь.
- Нет, ты пытаешься делать то, что тебе нравится.

Черная комедия и драма сменяют друг друга. Семья Менар больше не обедает вместе; в вазе - увядшие цветы; Одиль проглатывает обручальное кольцо, запив водочкой...

Случайно встретившись с Каролин, Одиль сочувственно слушает ее рассуждения:
- Ришар занимается не тем, чем хотел бы. И он не может смириться с тем, чтобы я делала то, что приносит мне удовольствие...

Затасканная фраза классика («...каждая несчастливая семья несчастлива по-своему») здесь своего подтверждения не находит: все несчастны одинаково. Рабочий класс (Ришар-Каролина) страдает так же, как пара богачей (Жан-Пьер - Одиль)... Кстати, в деталях – интерьер, одежда – отлично отражено «классовое неравенство» персонажей. Занятно еще, что оба мужа и в мыслях не имеют искать женщин на стороне – таких, кому нужны были бы не только деньги, но и они сами.

Раздраженная "концертом", устроенным дома Жан-Пьером (проститутка визжит на разные голоса, имитируя впечатления от его сексуальной мощи) – Одиль идет в бар, знакомится там с Грегуаром (Патрик Шесне/Patrick Chesnais) – и проводит с ним время в дорогой гостинице. У него свои странности: обязательно платить женщине, которая с ним спит, иначе - не то удовольствие. Одиль находит у любовника неслыханный недостаток:
- Ты слишком сексуальный.
- Ты же женщина – значит, всегда недовольна, - комментирует он. Опыт.

К творениям женщин-режиссеров я отношусь настороженно. Но Александра Леклер (Alexandra Leclère), сценарист и режиссер этого фильма, судя по всему, нетипичная женщина-режиссер. Обращая внимание на семейные проблемы, она избегает слащавой мелодраматичности и – удивительно! – выставляет женщин в крайне неприглядном свете. В фильме масса узнаваемых ситуаций и диалогов. Актеры – чудо. Слегка непривычен Клавье в подобной роли – слишком плотно сросся с амплуа комика.
Финальный монолог Жан-Пьера, который так внимательно выслушивает Одиль – прекрасен...