Tuesday, November 20, 2007

Would you be my dog? Дидье / Didier (1997)

Наконец-то в домашней видео-коллекции появился этот фильм!
Невероятно добрая и смешная история о лабрадоре Дидье, превратившемся на время в человека. Этот человек-пёс, свободный от пакостных черт, присущих «человеческой породе», унаследовал все лучшие качества собаки. Он оказался преданным, отважным, искренним, непосредственным, добрым – и гораздо более человечным, чем многие «люди». Идеальное создание, любимое всеми – даже кошкой.

Фильм – детище Алена Шаба (Alain Chabat): его режиссерский дебют. А также он – автор сценария, исполнитель песни “Le Dog” и, конечно, гениальный исполнитель главной роли.

Энергичная журналистка Аннабель (Caroline Cellier), уезжая на десять дней в командировку, оставила своего пса Дидье на попечении брата. Флегматичный Жан-Пьер Коста (Жан-Пьер Бакри / Jean-Pierre Bacri) – не слишком удачливый футбольный агент; он немолод, мрачноват и эгоистичен.
Его попытка сплавить Дидье своей подруге Марии (Isabelle Gélinas) не удалась: Вечно ты обращаешься ко мне, только когда тебе что-то надо; и у меня кошка.
Не прошло и пары дней, как по волшебству Дидье однажды утром проснулся в своей корзинке в облике человека (Ну как ты это объяснишь? Сегодня собака, завтра человек. Единственное объяснение – эти буддийские штучки вроде реинкарнации...).
Ален Шаба (Alain Chabat) творит чудеса перевоплощения: все пёсьи повадки - даже взгляд! - переданы им с гениальной точностью.

В фильме множество смешных персонажей и ситуаций: приятель и коллега Жан-Пьера, Шарли (Lionel Abelanski), слегка заторможен, «не от мира сего» - зациклен исключительно на семье: жена беременна (- Дидье? Я не уверена, что это имя нам подойдет), все остальные проблемы встречает непонимающими вопросами (Иногда ты меня пугаешь, - признается Жан-Пьер).
Ужин Дидье с Марией:
- Ты откуда родом? – Уэлш. – А, Уэльс! Что будем пить? У нас говорят: Белое на красное – жизнь прекрасна; Красное на белое – гиблое дело.

- Ты что, не заметила, что он слегка умственно отсталый? – отчитывает Жан-Пьер подругу.
- А, конечно! Как только кто-то проявит доброту и человечность, он для тебя умственно отсталый!

Посещение экстрасенса мадам Массо (эпизодическая роль Жозиан Баласко)
- Погружаемся в прошлое... Он собака. - Это и так ясно! - ворчит Жан-Пьер...

А процесс воспитания Дидье Жан-Пьером (еда; произношение; пользование туалетом; «Нельзя нюхать зад!»); уродливые неофашисты (- Включи пятую! – Хай-хай-хай-хай! – Да нет, это седьмая. Клевый диск!...); два футбольных комментатора – чистая пародия: диалог сплошь из штампов...

«Рабочая» ситуация у Жан-Пьера сложилась критическая: владельцы футбольного клуба им недовольны; через несколько дней грядет важный матч, а надёжа-лучший игрок вышел из строя. Необходимо срочно что-то придумать. Дидье любит играть в мяч и оказывается спасением для Жан-Пьера: техника странноватая, но какая скорость и владение мячом!

- Ах, ты мой Дидье! Молодец! Ты мне спасешь жизнь! – тискает его Жан-Пьер.
- Что, педики, кайф ловите? - Не знаю, как у вас, - обращается Жан-Пьер к Дидье, - а среди людей придурков хватает...

«Он литовец. – Они там, в Литве, что, без правил играют?»

В общем, Дидье – пёс в человеческом облике – спасает Жан-Пьера во всех отношениях: и от повторно сломанной коленной чашечки (угроза футбольного клубовладельца), и от очерствения и одинокой жизни. Жан-Пьер облагорожен этим общением; он становится добрее и внимательнее - человечнее.